I. Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе для детей с ОНР. II. Тема: Автоматизация звука [ц] в словах, предложениях. «Цыплёнок Цып» III. Количество детей: 6 IV. Программные задачи: 1. Закрепление правильного произношения звука [ц] в словах, в предложениях. 2. Упражнять в образовании родительного падежа единственного числа существительных. 3. Упражнять в умении определять местоположение данного звука в словах. 4. Упражнять в умении отвечать на вопросы. 5. Развитие артикуляционной моторики. 6. Развитие мелодико – интонационных и просодических компонентов. 7. Развитие слухового и зрительного внимания, мелкой моторики, осязания, памяти. V. Материал: игрушки и предметы: яйцо, кольцо (4), пуговица, цыплёнок (2), цепь, блюдце (4), цветок, мыльница, овца; муфта (4), зеркало (4), фланелеграф; картинки: цыплёнок, курица, Цапля, речка; предметные картинки: ученица, валенки, улица, заяц, медведица, кольцо, пальто, индеец, птицы, шлёпанцы, цифры, кукла, полотенце, одеяло, книга, окно, кузнец, зайцы, месяц, цыплёнок, цветы, цапля, цепь. VI. Ход занятия. I.Оргмомент. Начинается наше занятие. Слушай! Думай! Не ленись, красиво говорить учись! Сказка о Весёлом Язычке. Мы много упражнений выполняли с Весёлым Язычком. А теперь давайте их повторим, рассказывая сказку о Весёлом Язычке. Жил – был маленький Язычок. (показываю картинки) У него были друзья: лягушка и слоник. 1. Давайте и мы будем превращаться то в лягушку, то в слоника. Раз – лягушка с толстым брюшком, Два – большой и добрый слон. Лягушка – слоник Лягушка – слоник 2. У язычка была любимая кошечка. Когда киска сердилась, то выгибала спинку. Давайте покажем, как киска сердилась и выгибала спинку. Выгляни в окошечко – Там увидишь кошечку. Кошка спинку выгнула Рассердилась, прыгнула. Погладим киску. Киска перестала сердиться и стала доброй. 3.Захотелось Язычку на качелях покачаться: весело качаться с Язычком на качелях! Вверх – вниз! На качелях я качаюсь, Вверх – вниз! Вверх – вниз! Вверх и вниз. 3. Слез Язычок с качелей и решил покататься на мотоцикле. А теперь вы с язычком заводите мотоцикл: т-т-т. (Вспомните, язычок внизу) Мотор затрещал, мотоцикл поехал. Мотор чётко трещит: т-т-т. Мотор затрещал, мотоцикл поехал. Счастливого пути. Вот какая сказка о Весёлом Язычке у нас получилась. II. Сообщение темы занятия. Характеристика звука ц. Вспомните какой звук не любит шалунов? Звук ц – строгий звук, грозит шалунам пальчиком: ц-ц-ц Произнесите перед зеркалом несколько раз звук ц, произносим отрывисто. При произнесении звука ц язычок внизу или вверху? Узкий или широкий? Что делают губки? Поётся или не поётся звук ц? Что мешает ветерку вырваться изо рта? Как вы думаете звук ц гласный или согласный? Почему вы так думаете? Есть преграда для воздуха – язык, нельзя петь. Звук ц мягкий или твёрдый? Правильно звук ц согласный, всегда твёрдый. Сегодня мы будем повторять звук ц и рассказывать о цыплёнке Цыпе. III. Выделение на слух звука ц. У мамы – курицы был цыплёнок. Его звали Цып. Как звали цыплёнка? Задумал Цып играть со звуками и мы вместе с ним. Слушайте внимательно, хлопните в ладоши, если услышите в словах звук ц. а) из звукового ряда: а, п, ц. д, к, о, у, ц б) из слогового ряда: ак, ап, ац, ки, по, уц, ку, ох, цы, ду, цо в) из слов: полотенце, улица, валенки, медведица… IV. Произнесение звука ц в слогах. Развитие просодии. Цыплёнок Цып вышел во двор, посмотрел вокруг и удивился: «Ац – оц – уц! Повторите. Увидел овцу, испугался. «Цо – цу – цы!» (Выразить испуг) Курица успокоила его: « Ца – цо –ца!» (Произнести более низким голосом) V. Пальчиковая гимнастика. Чистоговорки. К Цыпу подбежали цыплята, цыплята клюют.( Поочерёдно большой палец соединяется с остальными.) яц – яц – яц – заяц ец – ец – ец – индеец ца – ца – ца – улица ца – ца – ца – медведица цо – цо – цо – кольцо цы – цы – цы – птицы VI. Игра «Угадай на ощупь» Произнесение звука ц в словах. Цыплёнок Цып убежал играть с цыплятами и мы поиграем – « Угадай на ощупь». В муфточках на ощупь угадайте предметы со звуком ц. Называйте по одной игрушке. VII. Игра «Чего у тебя нет?». Практическое усвоение родительного падежа единственного числа существительных. У вас разные игрушки. Посмотрите, каких игрушек у вас нет. У меня нет цепи, пуговицы, цыплёнка, цветка…. VIII. Игра «Кто в домике живёт?» Определение позиции звука ц. Поиграем «Кто в домике живёт?». Послушайте внимательно. На столе картинки. Найдите только те картинки в названии которых есть звук ц. Расселите их в трёхэтажном доме. На первом этаже – картинки со звуком ц в начале слова, на втором в середине слова, на третьем в конце слова. В каких словах вы услышали звук ц в начале слов? В середине слов? В конце слов? А почему картинки остались? Нет звука ц. IX. Ответы на вопросы. Произнесение звука ц в предложениях. А где же Цып? Да вот он. Цып и мама - курица. Мама курица не велела Цыпу купаться. Что не велела мама делать Цыпу? Но Цып был непослушным. Кто был непослушным? Однажды цыплёнок пошёл купаться. Что сделал Цып? Вода была холодной, и Цып заболел. Кто заболел? Мама курица позвала умную Цаплю. Кого позвала мама? Цапля дала Цыпу пилюлю. Через несколько дней Цып выздоровел. Кто выздоровел? Цып обещал маме, что никогда не будет купаться в холодной воде. Что обещал маме Цып? Мама похвалила Цыпа. X. Итог. Какой звук мы сегодня повторяли? Вспомните по одному слову со звуком ц.